Как научить ребенка говорить правильно и четко

Увеличивается число детей, имеющих проблемы с речью. Родители считают, что исправить ситуацию может только логопед. Но на самом деле именно мамы и папы, находясь с рождения рядом с малышом, оказывают непосредственное влияние на формирование навыка говорения.

Специалисты утверждают, что при соблюдении элементарных рекомендаций, любой родитель сможет научить свое чадо правильно выражать мысли с раннего возраста.

Как помочь ребенку?

Первое

С момента появления на свет, кроха начинает усваивать информацию, которая пригодится ему для формирования речи. Он еще только смотрит на всех, кто оказывается в поле зрения, но уже учится основам артикуляции. Очень важно, чтобы мама и папа постоянно разговаривали с новорожденным, пели ему колыбельные или просто потешные песенки.

Второе

Общаться с малышом необходимо не торопясь. Дети в процессе взросления копируют взрослых, в том числе и их манеру общения. Требуется в беседе с ребенком проявлять терпение и выговаривать все звуки четко. При знакомстве с новыми понятиями, необходимо медленно по слогам произнести слово.

Например, родители малыша при рассматривании изображения самолета поясняют: «Это са-ма-лёт». Слово должно звучать естественно, не так, как его пишут, потому что на данном этапе главная задача – научить говорить правильно. Во время знакомства с различными животными, надо также протяжно и несколько раз повторить, какие звуки они издают: «мяяяу», «му-у-у», «бе-е-е», «ме-е-е», «ква-а-а» и т.д.

Третье

Начиная с полутора лет, можно общаться с малышом с естественной интонацией, но стараться также следить за своей дикцией. Проговаривать по слогам, глядя ребенку в лицо, необходимо только сложные слова. Это делают для того, чтобы он понял, как их произносить.

Надо набраться терпения, так как с первой попытки кроха не сможет повторить правильно. Зато, когда старания увенчаются успехом, он будет говорить новые слова на протяжении целого дня.

Четвертое

Важно также рассказывать о своих действиях и о том, чем занимается малыш. Например, когда мама готовит кашу, она может комментировать процесс: «Мама берет тарелку, наливает воду, насыпает порошок. Мама размешивает кашу. Мама кормит Машу».

Во время игры рекомендуют также не молчать, а активно беседовать с крохой. Обращаться к нему собирая пирамидку или домик из кубиков. Пояснять, что и куда лучше поставить.

Пятое

На прогулке важно обращать внимание ребенка на то, что происходит вокруг. При этом надо не просто называть предметы или животных, но и проговаривать действие, которое они выполняют. Предложения должны быть простыми и понятными. Советуют употреблять всего два слова. Например, солнце светит, машина сигналит, велосипед едет, кошка сидит, собака лает, качели качаются, ветер дует, муха жужжит и т.д.

По мнению логопедов, ребенку очень важно накапливать подобный словарный запас, чтобы он впоследствии мог выражать свои мысли предложениями, а не отдельными словами. Также малыш узнает различные глаголы.

Шестое

Кроме действий ребенку важно осознавать свойства предметов, поэтому родители должны сопровождать название описанием. Это можно делать на прогулке или дома: трава зеленая, цветок оранжевый, вода холодная, каша горячая, кукла красивая, бабушка добрая и т.д.

Седьмое

Все предметы необходимо называть своими именами, а не обобщенными понятиями. Вместо простого слова «обувь» надо уточнять: туфли, кроссовки, тапки, сандалии, сапоги. Так малыш будет расширять словарный запас и понимать разницу между предметами.

Восьмое

Очень важны для формирования правильной речи и произношения – книги детских писателей. С самого рождения важно показывать малышу яркие картинки и читать ритмичные стишки. По мере взросления, можно переходить от рифмовок к коротким рассказам или простым сказкам. При этом очень важно рассматривать нарисованных персонажей, объяснять ребенку, что изображено на иллюстрациях.

Впоследствии можно начать инсценировать такие истории, как «Колобок» или «Репка». Для этого можно нарисовать на картоне и вырезать фигурки или приобрести готовый набор. Сначала рассказывать будут родители, но затем и кроха присоединится к процессу. Таким образом, он научится элементарному повествованию.

Девятое

В игровой форме также хорошо отрабатывать произношение отдельных слогов или новые слова. Как правило, на такое занятие уйдет не больше 10 минут, так как малыши быстро устают и переключаются на что-то другое.

Логопеды рекомендуют играть в эхо, когда ребенок повторяет сказанное за родителем. Впоследствии можно усложнить задачу и попросить малыша говорить другие похожие слоги. Например, родители говорят: «да-да-да», а ребенок: «та-та-та».

Можно не просто тренироваться в ловкости перебрасывая друг другу мячик, но при этом поиграть в противоположности, съедобное-несъедобное или предмет-признак. Также можно тренировать названия животных и их детенышей, а также части и целого.

Рекомендуют играть в загадки по типу: «Я гляжу и нахожу что-то зеленого цвета…» Сначала такие задачки будет придумывать мама или папа, но затем и малыш проверит родителей на сообразительность.

Десятое

Мелкая моторика, а именно разработка пальцев рук, хорошо способствует развитию речевых навыков. Задействуются рецепторы, которые подают сигналы в мозг, заставляя его работать активнее.

Чтобы занять пальчики крохи, с раннего возраста рекомендуют использовать игрушки с различными поверхностями – шершавыми, ребристыми, пушистыми и т.д. Нередко можно увидеть книжки с включениями из разных материалов на страницах.

Начиная с полутора лет развивать мелкую моторику можно с помощью пальчиковых красок, лепки и занятий, предполагающих работы с мелкими предметами.

Заботясь о формировании правильного произношения у ребенка и пополнении его словарного запаса, родители должны уделять больше внимания своей дикции, совместным играм, чтению книг и активному отдыху на природе. Тогда ребенок получит очень много знаний об окружающем мире и сможет выражать свои мысли правильно.

Оцените статью
Про Жизнь
Adblock
detector